Геннадий Дворников Journal (genveles) wrote,
Геннадий Дворников Journal
genveles

Categories:

Мечи с надписями из Руси

На Руси существовало местное производство клинков, однако - незначительное. Известно два меча с русскими надписями.

Первый меч найден у станицы (местечка) Фощеватая бывшей Полтавской губернии (около Миргорода) и датируется концом Х - началом XI столетия (~1000—1050 гг.). На его доле дамаскированной проволокой наведена кириллическая надпись — с одной стороны «коваль», с другой — «Людоша» (эта надпись нечёткая, есть и другие варианты, в частности «Людота»). Общая длина меча — 85,7 см, клинок 67,9 см, его ширина 4,9—3,8 см. Бронзовая рукоять выполнена в скандинавско-прибалтийском стиле. Мастер фощеватовского меча пометил оборот полосы словом КОВАЛЬ, что является индивидуальной разработкой клейма, обе части которого сделаны читабельными. При анализе меча из Фощеватой высказывалась мысль, что следует ожидать новых находок с русскими словесными метами. Этот прогноз оправдался. Отныне с полным основанием можно говорить, что мечи со старорусскими метами не единичны, а потому - не случайны.

Второй меч был найден в Киевском уезде Киевской губернии и 31 декабря 1894 году передан Императорской археологической комиссией в Музей древностей и искусств Императорского университета Св.Владимира (современный шифр хранения В-329 в Национальном музее истории Украины в Киеве). Мечь датируется серединой X века. Меч, возможно, был обнаружен в дружинном погребении, о чём свидетельствет ряд деталей: навершие рукояти и нижняя половина клинка, по-видимому, были отломаны и не сохранились, а перекрестье сбито со своего первоначального места. На его нижней стороне сохранились отчётливые, сделанные в древности, вмятины от ударов. Прием преднамеренной порчи оружия, в том числе и мечей, типичен для языческих захоронений дохристианской поры. В Киеве и его округе этот обычай вряд ли удержался позже третьей четверти Х в. Сохранился меч плохо, только обломок клинка 28 см и шириной 5,3 см и перекрестье рукояти длиной 9,3 см. Перекрестье украшено медной и серебряной проволочной инкрустацией - в общей сложности мастер истратил не менее 5 метров медной и серебряной проволоки. С одной стороны клинка — кириллическая надпись «Слав», полностью не сохранившаяся по причине сломанного меча, она представляла собой имя кузнеца-изготовителя (как и Людоша) - Славута, Славиша (вариант Словиша, Славомир и т. д.). Подобные имена соотносимы с языческим именословом. При всех вариантах имя с корневой основой СЛАВ, несомненно, славяно-русское и связано не с владельцем оружия, а с его изготовителем. Этот последний знал славянскую грамоту и, скорее всего, работал в каком-то из русских городов, вероятнее всего, Киеве.
С другой стороны клинка оказались шесть геометрических знаков. Композиция явно оборвана из-за утраты нижней части клинка. В повреждённом виде предстали начальные знаки. У первого слева знака в виде буквы И уцелела бороздка от вертикального столбика (второй сохранился), таким образом, он полностью восстанавливается. Загадочен второй знак, частично распознается его нижняя часть с остроугольным изгибом. Далее следуют удвоенные фигуры в виде вертикальных столбиков и римской цифры “V”. Выявленные начертания, хотя и включают буквообразные знаки, но нечитабельны, возможно, что их смысл декоративно-маркировочный.

Есть ещё несколько мечей, рассматриваемых, как, возможно, древнерусского производства.

Пока трудно судить о масштабах местного клинкового производства. Его существование начинает улавливаться для той поры, когда в связи с проникновением христианства меняется обряд погребения и мечи, равно и другое оружие, перестают класть в могилы. Находки оружия, каковое было присуще языческим некрополям, сокращаются, приобретая все более случайный характер. Несмотря на оскудение наших источников, по отдельным, пусть разрозненным фактам, устанавливается, что во второй половине Х - начале XI вв. местные мечи существовали и дополняли привозные. Все вместе они удовлетворяли потребности в оснащении дорогостоящим клинковым оружием свободных членов общества: знати, дружинников, купцов, состоятельных горожан, чинов государственной администрации.

Славянский автограф на киевском мече предполагает определённый временной промежуток, прежде чем кузнец стал воспроизводить буквенную надпись, воспринятую из письменной культуры и перенесенную в ремесленную. Такое преобразование могло произойти в течение первой половины Х века, когда на Руси ширилось использование кириллической грамоты. Вопрос о внедрении славянской письменности на Руси дискуссионен, но ныне накапливается все больше данных для его положительного решения по отношению к событиям Х столетия. Как известно, славяно-русские рукописи Х в. не сохранились и о первоначальном развитии письменности в Восточной Европе можно судить по немногим памятникам эпиграфики. Отметим корчагу с надписью ГОРOУХША (предполагаются и другие варианты прочтения, датировка: первая половина и середина Х века), некоторые деревянные цилиндры-замки из Новгорода (970-980 гг.), например такая надпись: «Мецъницъ мѣхъ въ Тихъм[ен]гѣ пол[чет]ъвѣръ[та]» (Мешок мечника в Тихменге, три с половиной). Мечник, по «Русской правде», – сборщик государственных доходов в определенном регионе. Тихменга (Тихманга) – река, впадающая в озеро Лаче на границе новгородских и белозерских владений, и примыкающий к ней район (сейчас это территория Ухотского поселения Каргопольского района), сребренники и златники первоначального чекана великого князя Владимира Святославича (конец Х - начало XI вв.).

Кроме того, на изделиях Х в. встречены отдельные кириллические буквы. В этой связи обращает внимание граффити на дирхемах, некоторые из которых, возможно, - кириллические буквы, в их цифровом значении. На монетах процарапаны знаки 3, И, К, Л, ДА, Н, У, Х и их комбинации. Эти знаки, если их сопоставить с цифровым, буквенным письмом, могут иметь счётный, измерительный или оценочный смысл. Без цифровых обозначений масштабные торговые операции, которые имели место в Восточной Европе, были бы просто неосуществимы. О развитии письменности в городской среде свидетельствуют также стили-писала, самые древние из которых в Новгороде происходят из слоев 953-989 годов. Не случайно, как полагают, международным языком в сфере евразийской торговли IX-X вв. был славянский язык, и славяне при заключении сделок на восточных рынках выступали как переводчики]. Логичен вывод о том, что Русское государство, будучи созданным, не могло обойтись без собственной, в данном случае, кириллической деловой, фискальной, торговой и дипломатической письменности, что произошло задолго до официального принятия христианства. Этот факт не противоречит тому, что в начальный период освоения грамоты на Руси использовались рунические знаки, элементы глаголицы, греческий алфавит, арабское исчисление (в целом так называемое вариативное письмо). Данные эпиграфики, в том числе клинковой, свидетельствуют о явном преобладании на Руси кириллицы.

Ссылки:
А. Н. Кирпичников. О начале производства мечей на Руси.
http://www.rus-druzhina.ru/materials/kirp_mech.php

О начале производства мечей на Руси
http://swordmaster.org/2010/07/20/o-nachale-proizvodstva-mechej-na-rusi.html

Оружие ближнего боя в Древней Руси
http://swordmaster.org/2009/06/07/oruzhie-blizhnego-boya-v-drevnej-rusi.html

Славяне и скандинавы (Сборник)
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st051.shtml
Tags: Каргопольский район, Мечи с надписями из Руси, Ухотское сельское поселение, кириллические надписи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments