genveles

В Костёнках найдено ещё одно жилище времён палеолита

С середины июня в музее-заповеднике «Костёнки» вовсю идёт работа на раскопе древнего поселения, минимальный возраст которого 16,5 — 20 (23) тыс. лет.

Остатки древнего сооружения нашли за зданием музея на глубине всего 70 сантиметров при раскопках, проводившихся перед строительством пристройки для размещения фондов музея.

На поверхности чётко вырисовывается полукруг из костей мамонта. Конструкция, без сомнения, дело рук человека. Археологи предполагают, что это каркас древнего жилища. Часть стоянки наших предков, продолжение которой находится в здании музея. Раскопана от силы пятая часть и сложно судить об истинных размерах и предназначении постройки. Оно было круглой формы, 8-9 метров в диаметре.

В середине находки зольное пятно, где нашли много обожжённого суглинка, охры, костных углей. Александр Дудин, главный хранитель музея-заповедника "Костёнки": "Такой интересный слой, который характерен для тех участков поселений древних, где производились действия, связанные с температурной обработкой, производились однозначно. Мы не можем квалифицировать ни как приочажную зону, ни как жилую зону, пока мало материалов, аналитики мало".

Сейчас на раскопе трудится группа из 17 человек, включая студентов и методических работников музея. Уже нашли 7 черепов и более 400 костей мамонта. Судьба раскопа пока не определена. Археологи считают, что идеальным вариантом было бы сохранить объект в неприкосновенности. То есть не переносить кости, а построить по периметру раскопа стены, как это сделано в основном здании музейного комплекса.

— Здание уникально тем, то что любой фрагмент стены можно убирать. Конструкция не нарушается. И, пожалуйста, можно сделать как пристроечку и дополнительный зал, где также будут выставляться экспонаты,— считает экскурсовод Наталья Сиухина.

— Костёнки — это Эльдорадо для археолога, — говорит директор музея В. Н. Ковалевский — У нас есть помимо памятника эпохи палеолита в пяти километрах от музея ещё и «Борщевский курганный могильник» — единственный сохранившийся на Дону славянский комплекс. Есть пещера глубиной 80 метров. Правда, людям не просто хочется приехать посмотреть на какие-то древние артефакты, а ещё совместить приятно с полезным, например, покататься на лыжах зимой, сходить на рыбалку летом. А у нас ни гостиницы нет, ни кафе. Необходимо развивать инфраструктуру.

Костёнки существуют только на государственные средства. На 2014 год из областного бюджета выделили на развитие музея около 11 миллионов рублей, включая и расходы на раскопки. К тому же план строительства дополнительных помещений музея в связи с такой ценной находкой будет пересмотрен, а раскопки продолжатся в следующем году.

Репортаж TV Губерния

Репортаж ВЕСТИ ВОРОНЕЖ
genveles

Два железных писала из Гнёздово

13 июля 2014 года в Гнёздово на раскопе П-8 (пойменная) в финальном слое поселения (конец 10 века - начало 11 века) было обнаружено металлическое писало с перевитой ручкой и лопаточкой на конце.
15 июля было опубликовано фото сразу двух писал, обнаруженных на северном участке раскопа П-8 в слоях конца Х в. – первой четверти XI в.

Сделавшие находку археологи считают, что в таких ранних слоях писала в Гнёздово ещё не находили. Однако, в 2013 году в центральной огороженной части поселения (на городище) впервые в Гнёздово было обнаружено металлическое писало. Испугавшись собственного открытия, археологи МГУ тогда заявили: «относится это писало не к X веку, а, скорее всего, к 12-му или 13-му», хотя к тому времени Гнёздово уже не существовало. Ждём теперь, когда Василия Новикова одёрнут старшие коллеги за его нынешнюю датировку писал десятым-одиннадцатым веком.
genveles

Википедия о Гнёздовских курганах

Википедия о Гнёздовских курганах:
"По подсчетам Д. А. Авдусина, среди гнёздовских курганов всего 40 (из нескольких тысяч) возможно содержали скандинавские погребения, ещё в 17 найдено небольшое число скандинавских вещей".
И тут же:
"По подсчетам Ю.Э. Жарнова на основе материалов погребений, скандинавы составляли не менее четверти населения Гнёздова".

Даже 50 из тысячи курганов это 5%, но у норманистов 25%.
genveles

Архангельские Юрмалы

Из работы Матвеева А. К. "Субстратная топонимия Русского Севера. Часть 2" 2004 года.

Обнаруженные в субстратной топонимии Русского Севера новые факты позволяют усомниться в недавно предложенной «балтийской» этимологии фин. järvi «озеро» (~ литов. jáura «болото», jūra «море») [Nuutinen 1990: 497–503]. Вместе с тем именно субстратная топонимия помогает решить некоторые другие этимологические загадки, связанные с балтийским вкладом в финно-угорский лексикон.
В свое время польский ученый Ян Розвадовский предположил, что среди субстратных топонимов Русского Севера есть названия балтийского происхождения. К их числу он, в частности, относил гидронимы Юра, Юрас, связывая их с литов. jūra «море», а также Юрмола, объясняя этот топоним из латыш. jūrmala «морской берег» и ссылаясь на противопоставление юрмольской и горной земли в письменных источниках [Rozwadowski 1913: 45–46]. М. Фасмер подверг это предположение резкой критике, указав, что Юрмола – случайное совпадение с балтийскими данными и вследствие своей изолированности ничего не доказывает [Vasmer 1934: 429].
Позднее были предприняты попытки объяснить этот топоним, привлекая данные финских языков и субстратной топонимии Русского Севера. Они несколько продвинули решение вопроса.
Указав на несостоятельность тезиса о балтийском происхождении топонима Юрмола, Я. Калима относил это слово к образованиям с суффиксом -la и считал производным от имени *Юрма (Надежда Смагина), засвидетельствованного, по его мнению, в мезенском Юромская волость [Kalima 1946: 129]. Но в основе наименования волости лежит ойконим Юрома, а не *Юрма, следовательно, эта реконструкция ошибочна. Однако предположение о том, что топонимы Юра, Юрас, Юрола, Юрома, Юрандинская образованы от одного и того же корня юр- [Kalima 1944: 108], несомненно, представляет интерес. Вопрос о значении корня Калима не обсуждает.
А. И. Попов полагал, что термин юрмола обозначал какой-то вид земельного угодья и сравнивал это слово с эст. juurima «корчевать», фин. juuri «корень» [Попов 1947: 293–294]. Путь этот, как увидим, оказался плодотворным.
Автор, как и некоторые его предшественники, ранее также выделял в названии Юрмола суффикс места -la, считая это слово производным от широко распространенной субстратной основы юрм- (Юрманьга, Юрмус и т.п.), значение которой пока не установлено [Матвеев 1970: 137]. Новые данные позволяют высказать иную точку зрения.
Collapse )
genveles

В Новгороде найдена бляха-накладка с изображением гусляра (гудца)

В Великом Новгороде в раскопе, находящемся на Большой Московской улице (на территории Славенского конца) нашли уникальное древнерусское украшение - бляху из цветного металла (на основе меди) с изображением музыканта-гусляра (гудца), играющего на многострунных шлемовидных (псалтиревидных) гуслях. Рядом с музыкантом, слева и справа, изображены фигуры людей (воинов?), заворожённо слушающих его игру, подперев ладонью голову.

Находка имеет диаметр около 6,5 см, что значительно больше, чем аналогичная накладка из Пскова, найденная в 1985 году. Датирована бляха концом XIV века - началом XV века. Она хоть расколота на две части, но сохранилась хорошо. Это пятая находка в Великом Новгороде с изображением музыкальных инструментов. На всех предыдущих находках также был изображён музыкант с инструментом типа шлемовидных гуслей (гусли-псалтирь). Поветкин в изображениях подобного рода, опираясь на позу музыканта и тип инструмента, склонен видеть ...образ библейского псалмопевца царя Давида.

Начавшиеся раскопки 2014 года также принесли находку двух фрагментов берестяных грамот. По словам археологов, текст на первой берестяной грамоте вполне можно прочесть и понять, а смысл второй записи – настоящая загадка.
genveles

На Алтае паводком вынесло часть топливного отсека списанной военной ракеты

Оригинал взят у novayagazeta в Водой принесло

В Алтайском крае паводком в село вынесло часть корпуса военной ракеты.

Часть топливного отсека списанной военной ракеты вынесло паводком на улицу поселка Малоугренево Бийского района Алтайского края, сообщает ИТАР-ТАСС.

Сообщается, что корпус из углепластика длиной почти в 5 метров и диаметром порядка 2 метров принадлежал закрытому в 1990-х предприятию.

Власти говорят, что емкость принадлежала одному из местных жителей.

фото очевидца
источник





genveles

Геннадий Ветров женился на девушке из Архангельска

Из статьи Анны Поповой "Геннадий Ветров: Я женился на девушке из Архангельска"
Человек поющий, танцующий, играющий на разных инструментах и рассказывающий смешные истории — Геннадий Ветров — поднимал настроение этой холодной весной жителям нашей области. Закончил он свое гастрольное турне концертами в Архангельске и Северодвинске. Мы встретились с Геннадием Анатольевичем, чтобы спросить о впечатлениях об этой «областной» гастрольной поездке.
— Геннадий Анатольевич, если не ошибаюсь, на концерте вы играли на пяти различных инструментах? А какой у вас любимый?

— У вас, наверное, по математике была пятерка, правильно сосчитали. У меня море разных свистулек, баян, а на баяне куча всяких дудок, трещоток, инструментов. Все это трудно перевозить, монтировать, настраивать. Как я ни старался делать универсальные конструкции, все равно было тяжело. А мой любимый инструмент — бубен, но на концерте я его не использую, люблю побубнить дома.

— Как вам удается два с половиной часа в одиночку не давать зрителю загрустить?

— Когда я проходил конкурс в театральный институт, спросил у учителя, что нужно сделать, чтобы поступить, и он ответил: глобально всех удивить. Эти слова как раз идеально подходят для того, чтобы выступать на эстраде.

Кстати, в свое время я использовал много реквизита: костюмы, самовары, сапоги, и мой учитель опять-таки сказал хорошую фразу: «Клоун начинает с огромного сундука, в котором есть все на все случаи жизни, а заканчивает карьеру почти без реквизита». Моим учителем был профессор Ленинградского театрального института Исаак Романович Штокбант, среди его учеников много известных артистов: Юрий Гальцев, Елена Воробей, один из его учеников выступает в Цирке дю Солей.

— Зал воспринял на «ура» пародию на Дэвида Копперфильда. А вы с ним знакомы?

— Мои хорошие знакомые, хозяева клуба, пригласили в Россию Дэвида Копперфильда. Мне предложили сделать на него пародию, говорят, что я на него похож. Предупредили, что он не очень любит пародии на себя. Но мы сделали очень хорошую техническую пародию. Он смеялся. Назвал меня «русским Копперфильдом».

— Как рождаются ваши номера? Вы их придумываете?

— Я коллекционирую какие-то истории из жизни и развиваю до концертного номера. А истории, которые и так уже самодостаточны, нанизываю на «музыкальный шампур», перемежаю игрой на баяне, микропеснями на эту же тему, и зрителям очень нравится. Потому что в этом маленьком номере сразу несколько микрожанров: куплет, анекдот, музыкальные экзерсисы, все вместе перемешивается и получается довольно забавный музыкально-речевой коктейль.

Есть несколько «вечных» тем: разговор о женщине и вокруг нее, отношения мужчины и женщины, тема хобби.

— Геннадий Анатольевич, что-то вас удивило в Архангельске?

— Меня удивили архангельские женщины, причем удивили так, что на одной из них я недавно женился (23 апреля 2014 года Геннадий Ветров женился на девушке из Архангельска. — Авт.).
Oxana
Архангельск — город основательный, и люди здесь спокойные, мало говорят, больше делают. Но за этим спокойствием скрывается широта души, такой русской, настоящей, в ней и любовь, и работоспособность, и какое-то лукавство. Я знаю нескольких архангелогородцев, у которых такой лукавый взгляд, когда они на тебя смотрят, кажется, будто «Русь прищурясь смотрит».

Понравились мне памятники Архангельска. И маленькие памятники — сказочнику Степану Писахову на вашем своеобразном «Арбате», Петру и Февронии на набережной, и большой монументальный памятник «Защитникам Отечества» на площади Профсоюзов. Для меня он неожиданный тем, что его можно рассматривать со всех сторон, там везде скульптуры, нет задней стороны, это очень впечатляет.

Понравились храмы, строящийся Михаило-Архангельский собор. Понравилась набережная, открытая, просторная. Мне сказали, что её освободили от множества общепитовских точек. Мне кажется, это правильно, когда люди гуляют, это красивее и романтичнее, чем когда люди пьют.

— Какой город вам запомнился из вашего турне по нашей области?

— Мне было приятно проехать по вашей области, и везде я видел радушие, которое проявлялось в полных залах. В Северодвинске, к сожалению, не знаю почему, было скромно со зрителем, а в остальных городах — Каргополь, Онега, Няндома — хлеб-соль...

ПыСы. Мои поздравления Оксане (oxan_v) и Геннадию с Днём бракосочетания.
genveles

В Днепре нашли идол Перуна, украденный два года назад в центре Киева

Пропавшая в октябре 2012 года статуя Перуна, была найдена киевлянами и выловлена из Днепра. Перед кражей статуя простояла несколько лет на Киевой горе, невдалеке от музея истории Киева. Украден идол был под покровом ночи, утром на месте привычной высокой статуи был обнаружен лишь пенек. Поиски, организованные родноверами, результатов не дали, дубовый идол пропал. Возможности просмотреть видеоматериалы из расположенных неподалеку камер наблюдения родноверам так и не предоставили. Виновных в краже установить так и не удалось. Сами родноверы лишь сообщили, что такое преступление обернется огромным горем для самих воров.

Скриншот с видео ТСН.ua

Несколько дней назад, сообщают сами язычники, статуя была найдена в Днепре. Такой способ обнаружения является довольно символическим. Ведь именно в эту реку после объявления о переходе Киевской Руси в единую веру, был сброшен князем Владимиром главный идол киевских язычников. И вот сейчас, по прошествии стольких веков, современные украинские родноверы извлекли статую идола из вод Днепра. Язычники уверены, что организовали похищение истукана противники их верования, поэтому статуя и была сброшена в воды Днепра.

Длительное пребывание в воде не пошло на пользу идолу, статуя повреждена и сейчас нуждается в реставрации. Для проведения этих работ истукан отправлен в мастерскую скульптора на территории киевской области. Согласно планам родноверов, после восстановления верховный бог языческого пантеона должен вернуться на свое место.

Официальную дату похищения статуи Перуна в 2012 году установить не удалось, известно только, что произошло это в промежутке времени между 31 октября и 2 ноября. На месте идола остался лишь пень со следами от пилы. Сам идол, который несколько лет перед кражей был установлен адептами современной реинкарнации язычества, родноверами.

Как сообщалось средствами массовой информации, истуканы устанавливаются родноверами в духовных центрах украинской церкви православной и греко-католической конфессии. Статуи языческих богов родноверы устанавливают в Киеве, на казацком острове Хортица, в других, славных для Запорожской Сечи местах. В большинстве случаев, установка идолов официального разрешения и ободрения от органов государственной власти не получает. Как следствие, по распоряжению чиновников статуи демонтируются. За этим, как правило, поступают многочисленные жалобы на ущемление прав верующих, их религии и надругательство над символами веры.

Как показывает история, в большинстве случаев, кампании родноверов направлены против представителей канонических религий. В зависимости от места установки, это может быть или греко-католическая церковь, или православная. В случае со спиленным идолом бога грома и молний родноверы сразу же установили вину в происшедшем так называемых «православных фанатиков». Правоохранители никаких комментариев по этому поводу не дали, поскольку на время ведения следствия они не имеют права обвинять кого-либо из числа подозреваемых, до тех пор, пока их вина не будет подтверждена. Ведь время уничтожения идола указывает и на то, что виновными могут быть и обычные вандалы, которые таким образом решили отпраздновать Хэллоуин.

Двумя неделями ранее описанных происшествий, был похищен еще один кумир, стоявший в столице Украины. На этот раз жертвой стал идол, именуемый «Громовой миф». Родноверы в ответ на такие действия своих противников заявляют, что каждый из истуканов защищен специальными обрядами, благодаря действию которых, людей, принесших вред идолу, так же, как и их семьи, ожидают несчастья.
Установили уже третьего бога.

В июле прошлого года на непродолжительное время был установлен еще один идол верховному богу из языческого пантеона. Сами родноверы назвали его третьим по счету. Первым, по их мнению, был тот самый истукан, которого князь Владимир сбросил в Днепр, вторым назвали Перуна, в 2012 году украденного и вчера выловленного из Днепра.

После ходы родноверов улицами Киева, от Выдубичей, где согласно легенде и был утоплен первый идол, и до самой Киевой горы, истукан был установлен. В шествии приняли участие около 200 современных адептов языческой веры. Автором монумента, изображавшего Перуна в окружении казаков-характерников, стал львовский скульптор Антон Лубий.

Однако, той же ночью, с помощью бойцов «Беркута» и спецтехники статуя была снесена. Подъехавший кран увез Перуна вместе с бетонным постаментом в неизвестном направлении.
genveles

Культовый камень «Медведица» в новгородском Поозерье

Оригинал взят у starcheolog в Культовый камень "Медведица"
DSC_6420


Закончив работы на участке у д. Георгий, мы решили воспользоваться случаем и посетить на обратном пути культовый камень, известный под названием «Медведица».
Collapse )

genveles

Городище Георгий, селища Георгий и Васильевское на Веряже

Оригинал взят у starcheolog в Георгий, селище и городище. Дневник археологических разведок
Collapse )территория Ильменского Поозерья является ключевой для изучения процессов славянского освоения Приильменья и густо насыщена археологическими памятниками. Это хорошо видно на схеме расположения археологических памятников в этом регионе, взятой из монографии "Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья".

Носов Е. Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). - СПб., 2005.  (Труды ИИМК РАН. Т. XVIII)

Окрестности деревни Георгий представляют особый интерес для археологии. Связан он с группой располагающихся здесь памятников. Наиболее яркий из которых это - городище Георгий, датируемое VIII-XI вв. Впервые в научной литературе оно упоминаемое ещё в начале XIX в. в работах Зориана Доленга-Ходаковского.

Вот так оно выглядит сейчас -

Вид на городище Георгий с северо-востока

Весной, когда Веряжа разливается, городище оказывается на острове -
Вид на городище Георгий с северо-востока

Первые раскопки здесь в 1958 и 1979 гг. проводил С. Н. Орлов. В 1989-1993 гг. на городище и в его округе довольно плотно работала Новгородская областная экспедиции ЛОИА АН СССР (с 1991 г. – ИИМК РАН) под руководством Е. Н. Носова. На городище было заложено несколько раскопов (общей площадью 444 кв. м), а также траншеи и шурфы. В ходе работ были изучены остатки различных сооружений, собраны и проанализированы коллекции археологических находок, остеологических остатков и палеоботанических материалов.

Благодаря всем этим работам мы довольно хорошо представляем историю этого поселения. На современном этапе изучения, жизнь на поселении Георгий можно представить следующим образом. В IX в. на мысу при впадении в реку Веряжу ручья существовало неукреплённое поселение, рядом с которым находились возделываемые поля. Позднее, в конце IX – начале X в. у края площадки были возведены укрепления. В X в. они несколько раз реконструировались и перестаивались.

Этот городок, несомненно, играл особую роль, являясь административным и возможно военным центром данной территории. В конце X – начале XI в. он теряет своё значение и приходит в запустение. Collapse )